СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Косинское знамение Москвы - Третьего Рима

18 февраля 2019 г.

Григорий Рачук, иерей Сербской Православной Церкви

Наверное ни одна церковно-государственная доктрина не вызывала и не вызывает до сих пор таких страстей и церковных и политических, как доктрина Москвы-Третьего Рима. И эпоха собирания древнерусских земель вокруг Москвы и эпоха Смуты и эпоха становления Российской Империи, трагедия раскола, освобождение славян от турецкого ига, превращение России в крупнейшее государство мира и мировые войны и многое много другое – все так или иначе связано с этой доктриной. Вопрос же единства русского мира просто немыслим без этой доктрины.

 

Однако есть слабые места этой великой церковно-государственной доктрины: ее позднее происхождение, то, что эта идея выражена старцем Филофеем – мужем благочестивым, но не святым, то что эта доктрина возникает как книжно-политическая, без знамений и чудес свыше, без соборов… Московскую Русь как-бы вынуждают принять на себя это звание, эту роль гонимые турками христиане и порабощенная Западная Русь и здесь многие до сих пор видят не волю Божью, а просто политическую коньюктуру. Такую же политическую коньюктуру видят также в предании об Апостоле Андрее Первозванном на Руси.

Надо сказать, что до сих пор к доктрине Москвы-Третьего Рима во вселенском Православии существует крайне неровное отношение. Противники доктрины считают Москву некоей зеленой выскочкой, берущей на себя роль древнейших христианских центров Европы, Азии и Африки, незаслуженно оттесняющей эти общепризнанные авторитеты на второй план.

Однако и чудо и знамение и предсказание и святой авторитет и древность пророчества все это есть и у доктрины Москвы – Третьего Рима. Многие святые отмечали особую роль России в судьбах мира и вселенского Православия. В то же время не уделялось должного внимания главному чуду, знамению и пророчеству, которые отражены в малоизвестном косинском предании.

Это предание известно во многих вариантах. По одному из них раскаявшийся разбойник Вукол в глухих местах на месте современной Москвы обрел святого старца, посвятил жизнь Богу, по благословению старца срубил церковку деревянную, где малая река в большую впадает, и там (а это было время княжеских усобиц) ему явилась Богородица и предсказала, что на этом месте будет град великий стоять, который соберет всю Русь Православную. Вернувшись к старцу за советом и молитвой, он стал свидетелем небесного света, осиявшего часовню свыше, увидел снова Божью Матерь, из благоговения вышел из часовни и та провалилась в образовавшееся озеро, которое с тех самых пор и называют Святым…А на месте уединения Вукола построили Московский Кремль…

Вот, вкратце, суть лишь одного из вариантов древнего косинского предания…

Трехозерье (Белое, Черное, и Святое озера), безусловно один из самых загадочных уголков Москвы. Есть и природная и духовная загадка в судьбе Святого озера. По древнему местному преданию водою из Святого озера благоверный князь Московский Димитрий Донской исцелил свои страшные раны, полученные в Куликовской битве (был жестоко изранен , ибо сражался в первом ряду пешего полка без доспехов вместе со своим народом, чтобы разделить его судьбу до конца). Отсюда началась история русского флота т.к. на соседнем Белом озере Петр I спустил на воду свой первый корабль. Это благодатное место избрала Богоматерь Своим древним чудотворным образом Косинским (Моденским). Это святое место особенно любил священномученик патриарх Тихон, почему в честь него и освящен там ныне храм, это место подвигов косинских священномучеников: Евгения, Алексия, Иоанна и мученика Николая.

Я рад и благодарен Богу, что это священное место неразрывно связано для меня с детством. Моя бабушка Елена Григорьевна Рачук происходила из известного в селе рода Деткиных, которому дал начало француз Де Гинь, наполеоновский офицер, перешедший в Православие и женившийся на русской крестьянке села Косина. Бог благословил их огромным числом детей, так что фамилия Де Гинь превратилась в Деткин. Очень любя свою малую Родину, бабушка трепетно относилась к истории села и, особенно, к косинскому преданию., которое известно во многих вариантах. Дружа со всеми местными краеведами и, будучи кандидатом искусствоведения, женщиной чрезвычайно начитанной и ученой, она могла здраво оценить различные варианты и сопоставить с некоторыми интересными фактами. Факты, которые я услышал от нее еще в детстве, вместе с тем вариантом косинского предания, который считаю самым верным, до сих пор являются для меня духовным сокровищем, которое я свято храню в душе уже много лет.

Начать хочется с того, что самым характерным именно для Московской Руси народным преданием, народной легендой, идеей, выражающей народную душу, является идея о затонувшей святыне. Самая известный вариант – о граде Китеже и деве Февронии, который лег в основу знаменитой одноименной оперы Римского-Корсакова. Нетрудно догадаться, что в основе этого знаменитого сказания, события которого относятся ко временам нашествия Батыя, лежит более древнее, дотатарское косинское сказание.

В том варианте предания, который преведен в самом начале, настораживают несколько фактов, которые говорят о вторичности и натянутости. Точное время неизвестно. Имя разбойника приведено, а откуда он –неизвестно, имя святого старца неизвестно вообще. Старец вчерашнему разбойнику благословляет подвизаться в одиночестве, да еще в большом удалении от себя, чего ни один бы настоящий духовник не допустил бы и т.д.
Сейчас же хочу рассказать тот самый древний вариант предания, который считаю изначальным, самым близким к истине и который косвенно подтверждается историческим и житийным материалом. До сих пор во мне живо то невероятное, потрясающее чувство святости моей Родины – Руси, которое впервые с такой силой испытал именно тогда. Впоследствии, общаясь с бабушкой, я снова и снова расспрашивал ее, красота и величие этого предания навсегда покорили меня.

Это было в первые годы после крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Из окрестностей Киева в эти глухие места бежал разбойник. О святом Владимире мы знаем, что, уверовав, он на некоторое время остановил смертную казнь за разбой, говоря «боюсь греха». Это, конечно, не могло не вызвать в ответ усиления разбойных нападений, так что пришлось церковным иерархам оказать давление на святого, чтобы были приняты самые крутые и безпощадные меры против разошедшихся от безнаказанности разбойников. Тогда абсолютно понятным и мотивированным становится побег разбойника из-под Киева на слабо контролируемую окраину государства, где его никто не знал и где он мог не опасаться преследования. Там по промыслу Божьему, он и встретил святого старца Николая, который построил маленькую часовенку, посвященную святому Николаю на берегу крошечного озерка с чистейшей родниковой водой. И здесь все логично – старца иеромонаха в постриге звали Николай и он, конечно же, храм посвятил своему небесному покровителю – святителю и чудотворцу Николаю, всегда особо почитавшемуся на Руси. Разбойник, потрясенный благостностью и святостью отца Николая, остался жить у него на послушании. И тут все понятно – в какое отшельничество мог он удариться, если своим обращениям ко Христу обязан святому мужу? Конечно же он остался жить при нем, оставшись под его мудрым духовным руководством, в абсолютном послушании.

И вот тут происходит великое чудо, знамение и предсказание. На Светлое Христово Воскресение, отслужил старец Николай Божественную Литургию, на которой бывший разбойник, а теперь смиренный послушник причастился… И вдруг раздался звон тысяч колоколов – в изумлении послушник вопросил старца – откуда этот невероятный грандиозный праздничный трезвон в столь глухих местах? И старец сказал, что в этих местах будет основан самый великий православный город в мире с безчисленными храмами. Наступит тяжелое время, храмы будет разрушены, и город будет весь будет залит кровью христианской, кровью мученической, но из этой крови он возродится, снова будут построены храмы и на всю вселенную град сей засияет светом Веры православной. А чтобы никто не сомневался в истинности этого, дано будет великое знамение. После этих слов старец повелел отойти подальше, и воздев руки, стал молится за Землю Русскую… Тогда из раскрывшегося неба в храм спустился столп благодатного света и в лучах святых засияла родниковая вода под еще более усилившийся колокольный звон а, старец, молясь в открытом алтаре, видный через открытые врата церкви с поднятыми руками, неотрывно глядя ввысь, стал медленно погружаться вместе с церковью в это звенящее и сияющее чудо… Сияющая, блистающая вода охватила храм со всех сторон и, стала распространятся вширь по лугу, пока в новом огромном озере не скрылся чудесный свет и не утих таинственный колокольный звон… В истинности знамения укрепляют людей до сих пор безчисленные исцеления на Святом озере.

Это вариант предания, без явления Пресвятой Богородицы бывшему разбойнику очень трезв и логичен. Колокольный звон на местах, где впоследствии возникли великие святыни, слышали люди неоднократно. То что чудо и знамение произошли не просто так, а в подтверждении истинности пророчества святого старца – так раз именно не в фольклорном, а в сугубо святоотеческом церковном духе. Каждое святое знамение символично и своевременно. Как только Русь крестилась, Господь сразу же явил ее предназначение – быть Святой Русью – именно Косинское знамение лучше всего и раскрывает смысл этого древнего выражения- Святая Русь, неразрывно связывая, в то же время, это понятие с доктриной Третьего Рима.

Маленький родник первого только что крестившегося поколения освящается церковью и святым мужем, иеромонахом (вспомним символику священного Писания – воды многие, это так раз – народы Откр. гл.17, стихи 1, 15.) и благодатью Божией разливается в огромное святое озеро – это и есть символика Святой Руси. Таким же святым озером становится и кровь новомучеников и исповедников Российских – и об этом упоминается в предании! Смерть и воскресение, победа над смертью – вот центральное содержание Литургии. Косинское знамение и литургично и пасхально – Русь рождается в вере, кается,страдает, умирает и воскресает вместе со Христом! Храм и служащий священник-монах благословляют русскую землю, как бы растворяясь в ней, растекаясь по ней благодатной исцеляющей светлой водой с колокольным перезвоном… Храм, святой старец и сияние небесной благодати становятся единым целым – небо и земля, свет и вода, колокольный звон и сердечная молитва: все это соединяется для нас в жизни Святой Руси ...И строящиеся в Москве новые храмы, особенно посвященные новомученикам и исповедникам российским, борьба Русской Церкви и государства с всемирным Содомом, верующие люди всего мира, с надеждой глядящие на Россию – все это происходит на наших глазах по косинскому пророчеству. Когда я его услышал в первый раз, о возрождении храмов и монастырей еще не было даже речи, как и о прославлении новомучеников и исповедников российских – все это совершилось на наших с Вами глазах! Возблагодарим Бога, что видим своими глазами и участвуем в строительстве московских храмов и слышим звон новых колоколов, тех самых, звон которых на всю жизнь запомнился раскаяшемуся разбойнику, который жил здесь больше тысячи лет назад!!!

Исключительное народное почитание Святого озера видно из следующего факта. Во время Великой Отечественной войны моя бабушка была подростком и вместе с другими детьми ждала, пока бомба упадет в Святое озеро. Тогда из глубины взрыв выбрасывал на берег много ила и, после бомбежки, дети находили в этом иле великое множество крестов – медных, серебряных и золотых, которые люди с давних времен опускали в Святое озеро в награду за исцеление…

В народе утвердилось поверье, что озеро не имеет дна. Образованные жители села приводили мнение геологов, что оно находится на тектоническом разломе, на границе литосферных плит. Во время строительства купален на Святом озере необходимо было вбить сваи. В одном месте сваи уходили в глубину одна за другой, пробивая ил, и их пришлось вбить аж тридцать девять! Так что в этом месте, следовательно, глубина Святого озера достигала не менее 300-400 метров…

Убеждение в бездонности Святого озера, конечно, мистического плана, ведь озеро символизирует собою Святую Русь, не как безбрежное соленое море, а как исцеляющий неизмеримо глубокий святой источник живительной воды!

Озеро правильной округлой формы с отвесными берегами и только в одном месте в него можно зайти – там так раз стоит храм и купаются люди. Так на земле родной до сих пор существует глубочайший нерукотворный памятник благодати Божьей, данной в крещении Святой Руси для поддержания Православия во всем мире, памятник, расположенный в дивном городе, о котором писал Александр Сергеевич Пушкин – «Москва! Как я люблю тебя! Святая родина моя!». Знаменательно, что еще в советское время Южное Бутово, обагренное святой кровью мучеников за Веру, было включено в состава города Москвы, хотя находилось за пределами кольцевой автодороги, ставшей на долгие годы естественной границей города. А Косино стало последним районом за кольцевой дорогой, присоединенным к Москве еще в годы советской власти, в восьмидесятых годах. Мистическим образом в составе города Москвы власть объединила накануне тысячелетия крещения Руси и место самого древнего пророчества о Москве и место самого массового мученичества за Христа.

Доктрина Москвы – Третьего Рима, это, прежде всего, святость нашей Родины, данная свыше не для гордого самоупоения, но для великого служения Богу и человечеству, о котором так много размышлял и в которое так глубоко верил Достоевский. Это служение Святой Руси в мире, служение первопрестольного града Москвы сейчас открывается миру и становится ясным как никогда. Несмотря на все силы зла и разврата Святая Русь подымается новыми храмами и на земле и в душах людских, потому что имеет в себе неизмеримую благодатную исцеляющую глубину веры во Христа!..

Источник:  


  Библиотека
© Национальный медиа-союз,
2013-2019 г. г.