СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Ради жизни на земле

10 октября 2019 г.

Назаров Валентин Игоревич профессор Международного Славянского института (Москва), д.т.н.

Очень много жителей городов принимают решение о переезде в сельскую местность для ведения образа жизни, представляющегося им более гармоничным и дающим возможность создать более многодетную семью, чем это позволяют условия проживания в городе. Вопреки всей современной пропаганде потребительства, как смысла жизни, эти люди пытаются восстановить целостность своего бытия, преодолев отчуждение современных людей от продуктов их труда – в возделывании своих земельных наделов для пользы своих семей.

 

Однако, влекомые голосом Природы в душе каждого человека, эти люди не вполне понимают те экономические условия, в которых им предстоит жить, - именно от этого непонимания часто происходит крах всех надежд и личные трагедии.

 А экономические условия, в которых оказываются горожане, желающие переехать на село, характеризуются следующим:

- Кроме эстетики жизни на Природе, оказывается, что сельских быт и труд – тяжелый, ежедневный, однообразный, отнимающий все силы и всё время. Только привыкнув к этому труду, отладив этот труд до автоматизма, - только тогда можно выкроить время для чистой эстетики – хороводов, диковинного рукоделия, художественных порывов. Все мечты переселенцев, что государство станет финансировать их безбедное проживание на земле «просто так» - несостоятельны.

- Отладить натуральное хозяйство до уровня, дающего достаток и комфорт, соизмеримый с городским, – принципиально невозможно, поскольку это требует огромных финансовых вложений капитального характера. Стоимость обустройства среднего крестьянского хозяйства можно оценить в 1-3 млн. рублей, который молодой семье взять негде, а брать в виде банковского займа – совершенно не следует.

- Главной особенностью семейного сельско-хозяйственного производства является его низкая товарность, - продукция с низкой прибавочной стоимостью и в небольшом объеме не способна устойчиво финансировать безбедную жизнь семей переселенцев. Необходим источник финансирования, образующийся от переделов первичного продукта в высокорентабельный, что требует формирования цепочки производств и совершенно невозможно для реализации семейным хозяйством в одиночку. Необходимо системное решение проблемы обустройства переселенцев, гарантирующее жизнь в достатке и гармонии с Природой.

- Другим важнейшим фактором, угнетающим малотоварное сельско-хозяйственное производство, является антагонистичность ему окружающей бизнес-среды: кроме административных трудностей в предоставлении земли и оформлении строительства зданий и сооружений, оборотный капитал для ведения эффективного хозяйствования – практически недоступен в банковского-рыночной среде (за исключением грантов и целевых форм поддержки, которые являются исключением из этого правила, а потому сомнительны в регулярности и полноте), а также отсутствие поддержки в сферах агротехнического и зооветеринарного, селекционного консалтинга, агрохимического обслуживания и системной помощи в сбыте продукции.

Практически, современный сельский труженик-индивидуал в одиночку противостоит всей стихии рыночного капитализма, что возможно преодолеть лишь объединением в группы и целенаправленным созданием для них благоприятных экономических условий. В современной России нет ни соответствующего механизма, ни инструмента исполнения такого намерения, но есть его проработка в Международном Славянском институте  и успешная апробация в течение 14,5 лет в нескольких районах Западной Сибири

- Желание обрести целостность бытия в формировании микро-социума («среды обитания») также наталкивается на разнообразие интересов и предпочтений каждого индивидуума, нивелировать которые возможно созданием культурно-образовательной и социальной сфер, также требующих материальных затрат, иногда весьма существенных.

Все вышеперечисленные экономические условия практически непреодолимы для переселенца-индивидуала, а потому требуют выработки варианта коллективной самоорганизации и системного преодоления внешних ограничений. При этом, исторический опыт нашего Народа подсказывает нам формы коллективной самоорганизации, проверенные веками, а современный международный опыт (Дания, Финляндия, др.) показывает, что возможно комфортное и гармоничное семейное проживание «на земле», даже в условиях низкой её продуктивности – только за счет встраивания индивидуальных хозяйств в вертикальные цепочки переработки продукции и формирования прибавочной стоимости, которая справедливо распределяется между всеми участниками, а не присваивается банками, либо торговлей.

Вот основные элементы, придающие экономическую устойчивость и социальную успешность всей затее с переселением на землю:

1. Желательно первичное хозяйственное самоопределение переселенцев: чем они хотели бы заниматься, имея ввиду, что результатом должна быть некий объем товаров, или услуг, которые после соответствующей обработки смогут обрести необходимую стоимость. Весьма желательно такое самоопределение с учетом интересов других людей, проживающих на территории, что вполне уместно зафиксировать в протоколе схода граждан, заявляющих своё недовольство своим унылым житием и обращающихся к органам власти с просьбой помочь им в создании программы интенсивного развития территории. Без этого создать прибавочную стоимость, финансирующую развитие и личных хозяйств, и территории в целом – не удастся.

2. Программы интенсивного развития территорий создаются для качественно более эффективного использования природных ресурсов, производственной и социальной инфраструктуры, а также человеческого потенциала. Было бы совершенно правильным и рациональным – создать программу развития территории. основанную на полной трудозанятости населения (с учетом пожеланий переселенцев, а также местного населения – по видам работ и профессиям), основанную на полном и эффективном (т.е. современными технологиями) использовании каждого из природных ресурсов (земельных, водных, лесных, минеральных и пр.), а также имеющейся инфраструктуры.

При разработке такой программы не следует стесняться учитывать ресурсы, уже находящиеся в чьей-то собственности, поскольку общественные интересы развития ставятся выше частно-собственнических, т.к. природные ресурсы – это потенциал общественного развития (а частная собственность на них – это лишь механизм для этого) и в действующем законодательстве предусмотрена даже процедура отчуждения объектов собственности (через суд) по основаниям государственных, либо муниципальных нужд. Программа развития территории дает именно такие основания, которыми впрочем, не следует злоупотреблять. А следует вполне с уважением обратиться к действительным собственникам и предложить им более эффективно для общества использовать имеющиеся у них ресурсы. Только в случае невнимания, либо отказа – следует обращаться в суд с иском об изъятии ресурсов для их эффективного использования по Программе развития территории.

Результатом такой Программы будет ясное понимание – во сколько раз можно увеличить валовой региональный продукт и соответствующий бюджет, и сколько для этого нужно финансовых ресурсов. Возникает возможность целевого финансирования развития территории (по аналогии с программами развития Белгородской и Калужской областей)

3. Весьма важным является возможность самообеспечения территории по основным товарным группам (принцип Дэн-Сяо-Пина «опора на собственные силы», реализуя который он смог за 4 года с 1979 года вывести Китай из голода и наполнил потребительский рынок). Если территория сама-себя обеспечивает по основным группам и производит прибавочный продукт для экспорта с территории, то она приобретает статус «заемщика высшей категории» и способна привлекать не только любые инвестиционные ресурсы, но и ресурсы фондирования (деньги в уставной капитал), на которые будут приобретаться трактора и продуктивный скот, строиться линии переработки и хранилища, транспорт и торговые площади – выстраиваться вся бизнес-цепочка, приносящая прибыль только целиком.

4. Очень важно в самом начале определит – кто будет собственником всей цепочки переработки и вертикальной интеграции производств и кто – получателем общей прибыли. Сейчас фактическим выгодоприобретателем являются банки и сбытовые сети, что держит всех иных участников цепочки на грани нищеты. Изменить ситуацию возможно только системным решением – созданием Оператора, реализующего Программу развития, не имеющего конфликта интересов с сель-хоз-производителями. Сделать это вполне возможно после разработки и одновременно с утверждением Программы развития территории областной Думой – с учреждением государственного некоммерческого Оператора Программы развития. полностью подконтрольного через депутатов жителям территории (с созданием наблюдательных и общественных советов и ежедневным контролем деятельности Оператора).

Такой Оператор по своему уставу обязан будет создавать всю полноту условий для эффективной работы каждого сель-хоз-производителя, т.е. будет наделять его тракторами, и коровами, ГСМ и посевным фондом, строить хранилища для овощей, мяса, фруктов и пр., - в рамках совместной деятельности без образования юр.лица (ст. 1041 ГК РФ).

Всё это будет делаться Оператором безоплатно по заявке каждого сель-хоз-производителя в рамках Программы – в соответствии с договором о совместной деятельности, в соответствии с которым Оператор предоставляет необходимые сель-хоз-производителю средства производства в натуре, а тот осуществляет свои хозяйственные намерения, производящие товарную продукцию, подлежащую разделу между ними.

Часть продукции, причитающаяся Оператору пойдет на погашение его затрат на создание и покупку средств производства (ему запрещена цель получения прибыли). А часть продукции, причитающаяся сель-хоз-производителю – на формирование его дохода и прибыли. При этом очень важным являются закупочные цены первичной продукции – они будут содержать в себе часть прибыли всей цепочки, перераспределяемой Оператором между всеми участниками – они будут выше рыночных! Они обязаны быть выше рыночных, отражающих современный погром сель-хоз-производителей со стороны сетей и банков. Так, например, в Японии принят закон, запрещающий импорт риса. А потому весь его объем производится на островах при себестоимости в 28 раз выше его цены реализации населению – ВОТ ВАМ И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК. Просто власти Японии заботятся больше о своем народе, чем о прибылях «пауков», сидящих на цепочках общественного производства. Механизмы ограничения непомерной жадности «пауков» и защиты национальных сель-хоз-производителей имеются ВО ВСЕХ капиталистических странах.

В России имеются элементы ограничения непомерной алчности непроизводительных звеньев, но нет целостной системы, о чем 06.02.2019 на Совбезе России докладывал его секретарь Н.П.Патрушев, предложения которого полностью поддержал председатель Совбеза В.В.Путин.
Предлагаемая нами к апробации Система (в порядке эксперимента на территории района - нескольких районов – области - нескольких областей) полностью соответствует предложениям Н.П.Патрушева и основана на Проекте Международного Славянского института (Москва) «Комплексное развитие производительных сил депрессивных территорий…», согласованном в 2011 году Минэкономразвития и Минрегионразвития России.
Только реализовав системное решение мы сможем создать благоприятные условия хозяйствования каждому сель-хоз-производителю. Такое решение будет для каждого бизнеса – как теплица для цветов, уберегающих их от метелей и алчности капитализма.

С другой стороны, сель-хоз-производители, заявившие свои намерения и волю по работе на земле, становятся хозяевами своей судьбы, поскольку именно по их заявкам формируются программы развития каждой территории, именно под их потребности Операторы программ закупают трактора и коров, строят хранилища и переработки. Именно по заявкам жителей формируется расходная часть Программ развития, включающая образование и медицину, культуру и детский отдых – всё то, что формирует «среду обитания», - ЭТО МЕХАНИЗМ РЕАЛЬНОГО ВОЗВРАТА ВЛАСТИ НАРОДУ.
При этом все «гости» территории – инвесторы и агрохолдинги, – реализуют свои намерения лишь в части, отведенной им Программой развития, утвержденной Народом – ХОЗЯИНОМ Земли.

 


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Руководитель проекта - Анищенко Владимир Робертович,
Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: udinanadejda@yandex.ru