11 мая 2022 г. Просмотров: 2940
Валентин Катасонов
5 мая юридический комитет Сената США одобрил законопроект NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act), или Акт по противодействию картелям производителей и экспортеров нефти.
Фактически законопроект направлен против одного картеля – ОПЕК (Organization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC). ОПЕК – международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях контроля квот добычи на нефть. Была основана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года по инициативе пяти нефтедобывающих стран: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы.
В настоящее время в состав ОПЕК входят 13 стран: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Ирак, Иран, Конго, Кувейт, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея. Страны-члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти (примерно 1.200 млрд. баррелей). На их долю приходится около 35% всемирной добычи и почти половина мирового экспорта нефти.
В ноябре 2016 года появился расширенный формат соглашения, получившего название ОПЕК+, когда Российская Федерации заключила соглашение с ОПЕК о координации действий в сфере регулирования производства и экспорта черного золота. В ОПЕК+ участвуют кроме России девять стран – Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Судан, Южный Судан. На ОПЕК+ приходится около 55% мировой добычи черного золота. Шестидесятилетний опыт организации показывает, что она действительно имеет возможности управлять ценами на мировом рынке нефти путем соглашений о квотах на её добычу и экспорт.
Из ведущих производителей нефти за рамками ОПЕК+ находятся Соединенные Штаты; их доля в мировой добыче нефти составляла в 2020 году, по оценкам British Petroleum, около 17%. Также Канада (6,1%), Китай (4,7%) и Бразилия (3,8%). Ключевыми фигурами в ОПЕК+ являются Российская Федерация (доля в мировой добыче 12,6%) и Саудовская Аравия (12,5%).
Законопроект NOPEC направлен против ОПЕК+, группы 23 государств во главе с Саудовской Аравией и Россией. Один из инициаторов проекта, сенатор Эми Клобушар (Amy Klobuchar), заявил, что в число целей акта могут войти и российские компании, «если они участвуют в мешающей свободной конкуренции картельной деятельности».
Хотя США на сегодняшний день занимают высшую строчку в рейтинге стран по объемам добычи черного золота, подавляющая часть добываемой в США нефти предназначена для внутреннего потребления. На внешний рынок идет небольшая часть добычи. В рейтинге стран по величине нефтяного экспорта США занимают лишь восьмую строчку. К тому же США одновременно с вывозом нефти занимаются ее импортом (некоторых сортов для американских НПЗ). США, конечно, заинтересованы в поддержании цен на нефть на определенно высоком уровне, но им не нужны заоблачные цены на черное золото. Это повышает издержки в американской экономике, потребляющей гигантские количества нефти.
На протяжении нескольких месяцев Вашингтон вел переговоры с Саудовской Аравией и ОАЭ для того, чтобы они сами и их партнеры по ОПЕК и ОПЕК+ увеличили добычу нефти и сдержали бы рост цен на черное золото. Переговоры Вашингтону успеха не принесли. Генеральный секретарь ОПЕК нигериец Мохаммед Баркиндо (Mohammed Barkindo) неоднократно заявлял, что картель не сможет возместить экспорт из России объемом более 7 млн баррелей в сутки из-за отсутствия свободных мощностей.
Саудовскую Аравию и ее партнеров нынешние цены очень даже устраивают. И дело не только в коммерческом интересе. Эр-Рияд не желает более плясать под дудку Вашингтона. Отношения между Эр-Риядом и Вашингтоном сегодня напряжены.
Как ни парадоксально, именно США спровоцировали рост цен на энергоносители своими санкционными действиями против Российской Федерации. Цены на нефть сегодня вышли на уровень, превышающий 100 долларов за баррель. Шестой санкционный пакет Евросоюза называют нефтяным. Он предусматривает отказ стран-членов ЕС от российской нефти в кратчайшие сроки (до конца года). Если нефтяные санкции против России сработают, то цены на нефть могут взлететь до 150 и даже 200 долларов за баррель. При этом шестой пакет санкций против России был инициирован Вашингтоном.
Эта вредительская деятельность Вашингтона грозит тем, что сначала в Европе, а затем и во всем мире разразится глобальный энергетический кризис. Мы помним, что почти полвека назад (в 1973 году) был уже энергетический кризис, связанный с четырехкратным ростом цен на черное золото. Однако он не затронул СССР и другие социалистические страны. А сейчас энергетический кризис может охватить весь мир и спровоцировать мировой экономический кризис. Главным виновником этого станет Америка, маниакально раздувающая пожар санкционной войны против России.
Суть NOPEC – предоставить американскому Минюсту полномочия подавать иски к участникам ОПЕК за нарушения антимонопольного законодательства. Нарушения должны определяться на основе такого критерия, как соответствие или несоответствие американским антимонопольным законам. Первый из них – антитрестовский закон Шермана (Sherman Act) 1890 года. Тогда благодаря этому закону удалось добиться разукрупнения нефтяного треста Джона Рокфеллера Standard Oil. Разукрупнение было проведено, но ряд новых компаний все равно остались под контролем Рокфеллера, заключив между собой картельное соглашение. Потом стали приниматься антикартельные законы. Радикальной победы над монополиями в США добиться не удалось. А со времен президента Рейгана об антимонопольном законодательстве в США вообще забыли. И вот вспомнили. Но не для того, чтобы бороться с монополизацией в американской экономике, а для того, чтобы бороться с ОПЕК+.
В Конгрессе США было много попыток (всего 16) вносить на обсуждение разные версии NOPEC. Кажется, первая была предпринята в 2000 году, последняя – в прошлом. Однако продвижение документа обычно блокировалось на ранней стадии. Конгрессмены проявляли благоразумие, понимая, что принятие такого закона может привести к полному хаосу в международных отношениях и создать для Америки эффект бумеранга. Правда, однажды в 2007 году при президенте США Джордже Буше-младшем один из вариантов законопроекта провели через сенат и палату представителей, но не стали отправлять на подпись президенту, поскольку тот обещал наложить вето. Сегодня наблюдатели отмечают гораздо большую поддержку законопроекта NOPEC в Конгрессе США. Вероятность того, что NOPEC станет законом достаточно высока. «Перспективы прохождения выглядят лучше, чем за последние 15 лет», – приводит агентство Bloomberg слова Кевина Бука (Kevin Book), главы компании ClearView Energy Partners.
NOPEC имеет все признаки законодательного акта экстерриториального действия. Механизм исполнения судебных антимонопольных решений против других государств в документе не прописан. Скорее всего, американский суд будет просто оглашать факт нарушения той или иной страной, входящей в ОПЕК+, американского антимонопольного законодательства. А далее будут включаться процедуры введения санкций, которые сейчас отрабатываются на России. Количество целей может вырасти до 23 (число стран, входящих в ОПЕК+). Наверняка прямые санкции в рамках NOPEC будут дополняться вторичными санкциями против стран, которые будут продолжать сотрудничество со странами ОПЕК+. А к такому сотрудничеству будет отнесено и получение нефти от той или иной страны, входящей в ОПЕК+. Между тем нефть у стран ОПЕК+ сегодня покупают почти все страны мира.
NOPEC может стать детонатором большой, даже глобальной санкционной войны. И уж тогда цена одного барреля нефти достигнет не 100 и даже не 200 долларов, а 500 или 1000 долларов. NOPEC – мина замедленного действия, после взрыва которой в мире наступит нефтяной апокалипсис.
Источник:
|